ПЕКИНСКОЙ        ОПЕРЫ

китайский театркитайская опера
ТЕАТР
пекинская оператеатр пекинской оперы

 

Продюссер

Преемственность и новое развитие пекинской оперы

   Международное радио Китая   
(по материалам russian.cri.cn)

 

С непрерывным развитием китайской экономики и ускорением процесса модернизации страны перед артистами жанра традиционной китайской драматургии встает вопрос—каким образом наследовать, сохранять и развивать традиционное сценическое искусство Китая. Артисты пекинской оперы, как одного из самых представительных видов национального сценического искусства, сделали первые шаги на пути реформ и преобразований. Наша сегодняшняя беседа посвящена этой теме. (пленка)

Вы слышите фрагмент пекинской оперы «Мэй Ланфань», которая недавно шла на столичных подмостках. В этой опере удачно синтезированы традиционная пекинская опера с элементами западной симфонической музыки. В опере поэтическими средствами воссоздается образ маэстро пекинской оперы Мэй Ланьфаня. Красочная симфоническая музыка органически вплетается в канву арии пекинской оперы, создавая на сцене волнующие образы. Опера была тепло встречена зрителями.

Художественный руководитель этой постановки, директор пекинского театра пекинской оперы госпожа Ван Юйчжэн сказала, что применение симфонической музыки в постановке пекинской оперы является новым начинанием и творческим поиском артистов. Она отметила: « Искусство пекинской оперы должно идти в ногу со временем. Мы думаем о том, как преобразовать пекинскую оперу, сделать ее созвучной нашей эпохе. Мы должны серьезно относиться к наследию и непрерывно развивать искусство пекинской оперы, потому что новаторство и преобразования явлются душой прогрессивно развивающейся китайской нации. Преемственность и новаторство должно сочетаться вместе».

Пекинская опера является одним из самых мощных и традиционных жанров сценического искусства Китая. Она насчитывает более чем 200-летнюю историю. В процессе своего формирования и развития пекинская опера вобрала и унаследовала немало хорошего из других жанров театрального искусства Китая. Всенародное признание и любовь широкого зрителя к пекинской опере завоевали для нее титул «государственной оперы ». Сегодня традиционное сценическое искусство Китая стоит перед серьезной проблемой—резкое сокращение числа зрителей и острый дефицит молодых артистов традиционного драматического искусства. Подобные проблемы стоят и перед артистами пекинской оперы.

Для возрождения искусства пекинской оперы, артисты ведут непрестанные поиски. В первую очередь они расширили тематику оперы. Например в прошлом году с успехом прошла постановка по мотивам известном западной оперы « Принцесса Турандот» . Театр пекинской оперы выступил с своей новой постановкой «Мэй Ланьфан», удачно создав благородный образ выдающегося артиста пекинской оперы Мэй Ланьфаня. Театр пекинской оперы провинции Хэбэй представил постановку «Дикие лебеди», созданную по сюжету сказки Андерсена.

Новшества и преобразования пекинской оперы проявляются не только в выборе тематики, но и также в новой сценографии, необычном световом оформлении, нетрадиционной трактовке арии и использовании музыкальных эффектов и новых ритмических звучаний. Все эти новшества привнесли в постановки пекинской оперы новое звучание, дыхание современности.

Вы слышите музыку из оперы «Принцесса Турандот», в которой явно слышны мелодии известной арии «Сегодня ночью никому не спится» из оперы Пуччини «Турандот», народной песни «Цветы жасмина» и популярных напевов и мотивы национальных меньшинств Китая. В постановке оперы были использованы не только традиционные приемы сценического искусства Китая, такие как ария, речитатив, разнообразная пластика движений, акробатические приемы, но и язык балетного искусства и современного танца, исполнение на традиционном музыкальном инструменте пиба и другое. Если добавить к этому красочную аранжировку светом, восхитительные костюмы и сказочный макияж артистов--то эту постановку можно поставить на уровень современных хитов. Главный руководитель постановки директор Китайского театра пекинской оперы У Цзян указал, что одна из особенностей пекинской оперы—это ее умение воспринимать лучшее из инородного. Сегодняшнему зрителю необходима масса информации, сильные ощущение и ритмы и поэтому пекинской опере необходимы новые решения. Он сказал: « Всеприемлемость пекинской оперы, как одна из ее характерных черт, существовала давно. Артисты старшего поколения делали попытки в проведении новых сценических решений пекинской оперы. Сегодня мы на основе новаторского духа старшего поколения наследуем искусство пекинской оперы. В современном обществе необходимо думать о новом синтезе сценического искусства и чем лучше и выше будет уровень синтеза, тем привлекательнее будет выглядеть опера в глазах широкого зрителя. Это является направлением развития искусства пекинской оперы, которое сделает ее более ослепительней, более прекрасной и доставляющей больше радости публике».

При этом, надо отметить, что в процессе реформ были сломаны столетние негласные традиции пекинской оперы и было установлено межрегиональное сотрудничество между различными театральными коллективами. Например, в постановке крупной симфонической поэмы «Мэй Ланьфань» участвовали самые престижные артисты пекинской оперы со всего Китая. Звезда современной эстрады Ху Вэнгэ исполнил роль в амплуа «нюйдан»( женская роль) в опере, воспроизвел классические моменты из артистической жизни знаменитого маэстро. Сын Мэй Ланфаня, выдающийся артист пекинской оперы Мэй Баоцзю и известный артист сценического искусства Ши Вэйцзянь также выступили в этой постановке.

Роль самого маэстро исполнил директор второй труппы Китайского театра пекинской оперы, известный артист пекинской оперы Юй Куйчжи. Он известен в кругах пекинской оперы, как «самый кассовый артист». Юй Куйчжи заявил, что совместное участие лучших артистов пекинской оперы является самой надежной гарантией кассовых сборов постановки. Он сказал: « Для хорошей постановки необходимы лучшие артисты, участие артистов-звезд, сотрудничество сильных мира сего. Поэтому в нашей труппе ни одно представление не проходит без участия приглашенных звезд. Сотрудничество лучших артистов имеет большую притягательную силу для публики, приносит им большое удовлетворение. Они видят спектакль в исполнении плеяды лучших артистов, во всей его красочности».

Подготовка молодой смены искусства пекинской оперы является самой волнующей проблемой для артистов пекинской оперы. Например, пекинский театр пекинской оперы специально для юной публики выбрал для новой постановки сюжет известной сказки Андерсена «Дикие лебеди». Другие театры пекинской оперы совершают частые гастроли в сельские районы и школы, радуя крестьян и учащихся своими новыми постановками. Помимо этого, они также установили тесную связь с юными зрителями через интернет. Недавно Китайский театр пекинской оперы выступил в крупных вузах страны, приобщая студентов к искусству пекинской оперы. Они организовали симпозиум и другие мероприятия, помогая студентам ближе познакомиться с пекинской оперой. Директор Второй труппы Китайского театра пекинской оперы Юй Куйчжи сказал: « Искусство должно непрерывно развиваться, но при этом сохранять преемственность. Готовить смену артистов пекинской оперы это важно, но что еще важнее, надо готовить зрительскую смену пекинской оперы. Пусть будущий зритель не будет любителем пекинской оперы, но он должен испытывать к ней интерес. Необходимо расширять такой интерес среди молодежи. В этом наша задача».

Проблема преемственности и развития пекинской оперы в наше время приковывает пристальное внимание и поклонников пекинской оперы. 50-летняя рабочая Ли Яньчун обожает пекинскую оперу. Она не пропускает ни одного нового представления пекинской оперы, часто перезванивается с театром пекинской оперы, внося разные рациональные предложения. Относительно развития пекинской оперы у нее есть свои взгляды. Она говорит : « Надо ставить некоторые классические постановки, чтобы старые театралы смогли посмотреть свои любимые пьесы. Можно организовать гала-концерты с выступлениями известных артистов пекинской оперы. И еще необходимы новые постановки —инсценировки новых сюжетов. Таким образом, наши постановки смогут удовлетворить разные вкусы широкого зрителя и пекинская опера продолжит жить. Наряду с этим будет воспитываться новое поколение любителей этого жанра искусства. На деле, может быть, пекинская опера сначала вам не понравится. Но, услышав одну из ее арий, посмотрев одно из представлений, вы заинтересуетесь и возможно, полюбите пекинскую оперу на всю жизнь».

Дорогие радиослушатели! Мы рассказали вам о новом развитии одного из главных жанров традиционного китайского драматического искусства—пекинской оперы.

Международное радио Китая

 
Рейтинг@Mail.ru

 

 

Hosted by uCoz